kagavaМасао Кагава - выдающийся японский мастер каратэ, обладатель восьмого дана. Многократный чемпион мира и Японии по каратэ в разделах ката и кумитэ.

 Масао Кагава - выдающийся японский мастер каратэ, обладатель восьмого дана. Многократный чемпион мира и Японии по каратэ в разделах ката и кумитэ. Многие годы являлся одним из технических директоров Японской ассоциации каратэ (JKA), а с 2000 года – Японской федерации Сётокан каратэ (JKS). С 2006 года занял должность шеф-инструктора JKS. Последние 15 лет Кагава является капитаном клуба каратэ Токийского университета Такусёку – альма-матер современного Сётокан каратэ-до. Многие ныне действующие инструкторы хомбу додзё JKS являются выпускниками клуба Такусёку и учениками Масао Кагавы. Ныне сихан Кагава занимает пост председателя дан-коллегии JKS.

Сэнсэй, Вы прекратили участвовать в соревнованиях приблизительно 10 лет назад, Вам не хватает сейчас волнения и выброса адреналина?

Нет, я не нуждаюсь в этом всем. Я уже имею этот опыт, и это все, что мне нужно. Теперь у меня есть ученики, которые успешно выступают на соревнованиях и становятся сильными людьми, и я получаю большое удовлетворение в том, что помогаю им достичь этого и выиграть соревнования.

С этого времени поменялась ваша личная система тренировок? Над чем вы теперь работаете больше всего?

С того момента, как я прекратил участвовать в соревнованиях, я стал понимать то, что наиболее важно в каратэ. Я не понимал эти вещи, пока принимал участие в соревнованиях. Например, на соревнованиях вы должны быть сильны, но системы тренировок в том, как развить силу, и как использовать ваше тело, различны. Таким образом, когда вы тренируетесь для соревнований, ваша основная цель состоит в том, чтобы научиться зарабатывать очки, но после того, как вы прекратите участвовать в соревнованиях, вы можете изучать, как использовать ваше тело и как использовать основы. Это очень, очень важно. Конечно, это разные вещи, и оба аспекта важны, но научиться максимально использовать ваше тело, я думаю, наиболее важно. И также использовать много различных технических действий, а не как на соревнованиях одно или два.

Сейчас я участвую во многих показательных выступлениях на крупных соревнованиях, и для этого необходимо много практики. На демонстрационных выступлениях я могу показать действительно мое каратэ, потому что я могу использовать большое количество технических действий и могу показать, как можно использовать возможности вашего тела в сочетании с этими действиями. Однако, есть много чемпионов каратэ, которые не могут участвовать в показательных выступлениях, потому что они используют только одно или два технических действия. Если вы не можете хорошо выполнять базовую технику, то вы не сможете сделать хорошее показательное выступление по каратэ. Именно поэтому обучение базовым вопросам и разнообразному арсеналу технических действий очень важно. Конечно, соревновательные элементы, такие как скорость, время и дистанция также очень важны, вы "должны" пройти это, и затем Вы можете работать над вашим кихон (базовая техника) и вариантами различных технических действий. Тогда Вы сможете сделать ваше каратэ и ваши показательные выступления успешными.

Вы никогда не должны останавливаться в каратэ, Вы должны всегда пытаться чего-то достичь и повышать свой уровень шаг за шагом. Ведь вы не сможете перейти прямо от новичка к черному поясу. Каждый день вы должны не только тренироваться, но также думать в то же самое время. Все время двигаться вперед, всегда пытаться пройти еще дальше и никогда не останавливаться!

Испытываете ли вы во время показательных выступлений те же чувства, что и во время соревнований?

Чувства во время выполнения показательных выступлений и во время участия в соревнованиях очень близки, но единственное различие это то, что на соревнованиях вы можете избежать неприятностей с ошибками, так как вы можете сделать ошибочное действие, но при этом не потерять очки, и это хорошо. Однако, если вы сделаете ошибку во время показательных выступлений, тогда каждый увидит это, и все понимают, что это очень важно. На соревнованиях вы можете управлять дистанцией, можно делать вход и выход. Или если у вас возникает плохое предчувствие, можно перейти на безопасное расстояние, и принять решение, что делать дальше. Но при выполнении показательных выступлений это сделать невозможно. Вы находитесь лицом к лицу, и вы должны сделать это здесь и сейчас, нет возможности сказать "давайте попробуем еще раз"! Это очень трудно. Но тем не менее внутренние чувства при выполнении показательных выступлений и участии в соревнованиях очень близки.

Сэнсэй, вы используете ваше тело подобно кнуту, с резким движением вашего бедра. На старых фильмах JKA 1960 года, инструкторы определенно не использовали эту технику в то время, они только использовали вращение бедром. Когда и кем был развит и введен этот метод?

Приблизительно 20-25 лет назад это изменилось, это развили Осака Сэнсэй и Яхара Сэнсэй. Разумеется, Яхара Сэнсэй и Осака Сэнсэй хотели стать лучше, быстрее, сильнее и они всегда экспериментировали над тем, как улучшить технические действия и так появилось это усовершенствование. Это произошло потому, что они изучали разные методы выполнения технических действий, не новые пути, но лучшие пути. Поэтому, когда я тренировался с Осака Сэнсэй и Яхара Сэнсэй на инструкторских курсах JKA, я знал, что этот путь был для меня лучшим в это время.

Так как я имел шанс учиться с этими людьми и изучать их экспериментальные методы обучения, я получил возможность значительно повысить свой уровень. Я смотрел на стиль Яхара Сэнсэй и Осака Сэнсэй, получал информацию и развивал из этого мой собственный стиль, так как они не преподавали свою собственную секретную технику юниорам. Они хранили этот секрет для себя, но мои размышления основывались на наблюдениях за тем, как они передвигались. Потом – самостоятельная практика и развитие моего собственного стиля. Но следует помнить, что есть также движения плечом и локтем, не только движение бедром, это очень важно. Я теперь хочу преподавать мои идеи о всем этом легким и доступным способом. И обучаю учеников шаг за шагом. Обнадеживает то, что благодаря этому они становятся лучше.

Сэнсэй, вы показывали на семинаре, что есть различные типы кимэ. Один вариант использует акцентированное мышечное напряжение при воздействии на цель, а другой неакцентированное мышечное напряжение. Пожалуйста, объясните это.

Идея относительно взаимодействия всех мышц тела в момент контакта с целью была развита Накаяма Сэнсэй. Но есть различные методы кимэ. Например, есть два варианта уракен-учи (обратного удара кулаком). В одном варианте вы используете удар очень быстро и сильно, управляя кимэ и дистанцией. Кимэ (напряжение) происходит мгновенно, и затем следует отдергивание руки назад. Но и другом варианте уракен, этот вариант – скорее использование действия без акцентированного мышечного напряжения и отдергивания руки назад. Это называется фури учи, и здесь наиболее важна дистанция. Такой метод я преподавал на семинаре. Вы можете использовать этот вариант применяя кончики ваших пальцев. Но только их кончики, не более двух миллиметов.

(Это напоминает удар прямой рукой хайто-учи, начинающийся сзади и идущий на пронос к цели. Удар не останавливается, используя полное вращение бедра и тела, что позволяет сократить расстояние к цели. Целью могут быть глаза или горло, но это опасно, и мы на семинаре отрабатывали эту необычную технику с партнером, стремясь наносить удары выше опасной цели (выше уровня пояса или над головой). ПРИМ. РЕДАКТОРА).

Аналогичные действия могут выполнятся ногой, используя кончики пальцев ног. Эта техника называется фури-гери.

Вы говорите, что ученики не используют мышцы спины в основных ударах (чоку-тсуки, гяку-тсуки, ой-тсуки и др). Почему?

Большинство людей думает только о руке, потому что это все, что они могут увидеть. Они не используют правильно плечи. Плечо должно выпрямляться полностью, чтобы включить в действие мышцы спины. Ученики компенсируют это мышцами груди, потому что они не понимают это действие.

(На семинаре Сэнсэй использовал аналогию с баскетбольным мячом, прижатым к груди обеими руками. Чтобы сделать бросок с максимальной силой и мощью, вам придется полностью вытянуть ваши плечи в естественном действии, и это включает в работы мышцы спины. Но, по разным причинам, ученики не выполняют это действие плечом вовремя удара. ПРИМ. РЕДАКТОРА).

На видеозаписях вы сокращаете ваши внутренние мышцы бедер в дзенкуцу-дачи, когда выполняете гяку-тсуки и ой-тсуки. Это примерно те же ощущения, что и при испонении ката Хангецу и Санчин?

Да, это то же самое чувство, но это чувство для всех позиций, не только дзенкуцу-дачи. Используйте все мышцы ног, как внутренние, так и внешние, во всех стойках. Но мышцы ног задействуются только на долю секунды для усиления технических действий, потом следует расслабление. Причина медленных перемещений учеников – это закрепощение мышц ног, когда они находятся в стойках и не расслабляют ноги перед следующим движением. Также происходит и с действиями верхней части тела. Ученики остаются в напряжении слишком долго, а это останавливает дыхание. Дыхание никогда не должно останавливаться. Мышцы должны находится в напряжении только долю секунды, подобно моментальному действию уракен.

Много людей критикуют Шотокан, говоря, что наши технические действия основаны только на длинной дистанции. Каковы ваши взгляды по этому вопросы?

Хорошо, если вы используете технические действия на полную длину, тогда это лучшее положение. Тренируя сложную технику с большими перемещениями, вы стали сильными. Затем, когда вы подойдете на близкое расстояние, вам будет легче, так как вы развили скорость и силу от обучения на большой дистанции. На короткой дистанции ваш соперник также может поразить вас, поэтому основной принцип состоит в том, чтобы войти на нужное расстояние, выполнить необходимое действие, а затем выйти на безопасную дистанцию. В Годзю-рю, который является стилем короткой дистанции, кихон сильно отличается от соревновательной практики. Когда они участвуют на соревнованиях они используют длинную дистанцию, подобно Шотокан. Они делают это в течение сорока лет и это кажется странным. Прежний Чемпион Европы по WUKO был представителем стиля годзю-рю, но он вел поединок в стиле Шотокан. Я думаю, что люди, которые критикуют нас, на самом деле не понимают Шотокан.

Когда Фунакоши Сэнсэй был преподавателем в Окинаве, он развивал идею длинных технических действий, чтобы сделать своих учеников сильнее. Фунакоши Сэнсэй развивал длинную дистанции при обучении по двум причинам. Во-первых, он хотел уйти от подобия уличной борьбы, так как не хотел быть связанным с этим образом. Во-вторых он думал, что это наилучший способ сделать тело быстрым и сильным. Это была система физического воспитания, которую он развивал специально для школ.

Сэнсэй, вы являетесь тренером JKF (Японская Федерация Каратэ). Что вы думаете о новых правилах WKF в кумитэ, оценках иппон, нихон и санбон? Вы хотели бы участвовать в соревнованиях по этим правилам?

Я и господин Ямамото (бывший Чемпион JKA по кумитэ) являемся тренерами JKF. Я думаю, что из-за этих правил каратэ уходит от Будо, и стремится к исключительно спортивному каратэ. Я – представитель Будо каратэ, и у меня возникает много неприятностей как с обучением, так и изучением подобного спортивного каратэ, так как все это движется в направлении, противоположном Будо. Каратэ – это "иппон" – смерть! Вы не можете быть убиты, а затем возродится. Я не хотел бы участвовать в соревнованиях по правилам WKF. Я не люблю их. С этими правилами много проблем в Японии, потому что много людей не любят их и не станут их принимать. Это также очень трудно для спортсменов, так как они действительно не уверены в том, что должны делать.

Что Вы думаете о дебатах относительно положения пятки задней ноги в технике Шотокан?

Сохранение пятки задней ноги прижатой к полу в кихон, ката и при работе на макивара должно развивать правильное "чувство". Как только Вы достигните этого, прочувствуете это, то можете делать то, что вам нравится. Выполнение гяку-тсуки с приподнятой пяткой, как на соревнованиях, является прекрасным, если вы полностью это осознаете и сохраняете правильные чувства. Этим путем вы можете сделать лучшее проникновение удара. Но никогда не обучайте этому новичков, так как они еще не развили соответствующие чувства. Старшие мастера никогда не участвовали в соревнованиях, или делали это очень статически. Они не двигались вкруговую, как в настоящее время, и всегда учили прижимать пятку задней ноги к полу.

Во время реального боя или на соревнованиях вы должны находится на подушечках стоп, это естественно. И вы не можете прижимать пятки к полу. Причина, с которой связана непрерывная практика прижатой пятки задней ноги в кихон, ката и при работе с макивара, это необходимость продолжения развития чувства полной силы тела, стремление сделать его еще более и более сильным, тогда вы сможете использовать это чувство при любом исполнении технических действий. Как только вы прочувствуете это, вы можете выполнять технические действия любым методом.

© John Cheetham, SKM magazine
http://www.shotokanmag.com