Детский тренер работает не только с детьми, но и с родителями. Именно от родителей зависит очень многое.

 Взаимоотношения «Тренер – спортсмен» в случае с ребенком или юношей трансформируются во взаимоотношения «Тренер – Родитель - Спортсмен». Не учитывать влияние родителей на ребенка нельзя. Потому тренеру необходимо учитывать интересы и желания родителей касательно спортивных результатов ребенка. Но часто приходится корректировать эти желания и направлять их в правильном направлении

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕБЁНКА

«Александр Витальевич, есть ли исследования, почему ребенок, делающий успехи на тренировке, не может достойно выступать на соревнованиях? Я заметила такой феномен, что чрезмерная вовлеченность родителей в спортивную жизнь ребенка, "психическая подготовка» (именно психическая, а не психологическая) перед соревнованиями, когда родители дают советы, нацеленность на результат, плохо влияют на психологическое состояние ребенка. Не только в карате, но и в большом теннисе, плавании, прыжках с вышки, хоккее, футболе. Не на всех детей, но на тех, у кого лабильная психика, перфекционизм, стремление "быть хорошим" для родителей, заслужить их одобрение. Вы пишете, что в основном родители выбирают секцию для ребенка, но всегда ли этот вид спорта подходит ребенку? Часто это нереализованные амбиции родителей, не учитывающие желание и особенности ребенка.»

Спасибо, Оксана, за вопросы.

Не соглашусь с тем, что не на всех детей плохо влияют факторы давления и внешнего стимулирования родителей. Родительские ошибки плохо влияют на всех детей!

Начну по порядку поступления Ваших вопросов.

ЧАСТЬ 1

Есть ли исследования, почему ребенок, делающий успехи на тренировке, не может достойно выступать на соревнованиях?

Исследований много. Но в том и проблема психологии, как науки, что немногие её считают наукой.

Ведь известно мнение тренеров:

Хорошему спортсмену (команде) психолог не нужен.
Психолог нужен, но где его найти?
Случаев, когда спортсмен выступает на соревнованиях хуже, чем на тренировках, очень много. Когда происходит наоборот, то это вызывает удивление.

Причины этого:

- недостаток соревновательного опыта

- повышенная ответственность за результат

- отсутствие мотивации

- спад формы именно в момент выступления

НЕДОСТАТОК СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Исправим, нужно только набраться терпения и постепенно подводить спортсмена к важному старту, рассматривая все остальные, как подготовительные (промежуточные). Отрабатывать и проверять на практике новую технику, тактику. При этом не наказывать за поражения, а поощрять за стремление к победе и силу воли. Но тут многие тренеры допускают ошибку. Очень хочется всё выигрывать. И часто на промежуточный старт уходит больше сил, чем на основной. В таком случае, спортсмен выхолащивается, устаёт морально.

ПОВЫШЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

Эта проблема тоже решаема. Но часто, тренеры, занимаясь подготовкой спортсмена, не уделяют должного внимания психологической подготовке. Эта проблема особо ярко видна в детском спорте. Вообще, тема результата в детском спорте требует особого внимания и исследования.

Перед стартом на спортсмена влияют 4 показателя:

Мнение спортсмена о своей готовности
Мнение спортсмена о готовности соперников
Мнение спортсмена о значимости турнира
Мнение спортсмена о том, как о нём думают соперники и болельщики.
Психологу достаточно протестировать спортсмена и работать с этими результатами. Наверное, также нужно работать и с родителями, но проще их отлучить от своего чада на период выступления или на период подготовки.

С родителями маленький спортсмен находится в тесной связке. И часто психолог нужен не спортсмену, а его папе или маме. Родители не должны вмешиваться в тренировочный, а тем более в соревновательный процесс. Если активность родителя «зашкаливает», то тренер может дать ему какую-то функцию в команде, например, следить за своевременным утренним подъёмом всей команды или за состоянием шнурков и гетров. Если родитель хочет заниматься только своим чадом, то нужно или не допускать его на соревнования или снять с себя (тренера) ответственность за результат. Роль родителя в спорте ограничивается обеспечением материальных условий для тренировок и соревнований. При этом, ему об этом даже говорить не обязательно.

ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ

Мотивация на выступление в данном чемпионате, на выступления во всех соревнованиях или на занятия спортом вообще? Необходимо с этим определиться для того, чтоб вносить правильные коррективы.

Чем вызвано отсутствие желания выступать на этих соревнованиях?

Необходимо выявить причину в собеседовании или тестировании. Причины могут быть такими:

Уже много раз выигрывал, потому надоело (уровень турнира перерос)
«Не хочу трудиться, а хочу жениться». Поменялись жизненные приоритеты
«Назло кондуктору куплю билет, пойду пешком». Плохие взаимоотношения с тренером или тем значимым, который заставляет участвовать.
Страх проиграть, но он больше влияет не на мотивацию, а на предстартовое состояние.
Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутреннюю мотивацию можно заменить или дополнить внешней. Этим решится вопрос быстро, но не часто и непостоянно этим можно пользоваться. Всё-таки без внутренней мотивации успехов не добиться.

СПАД ФОРМЫ ИМЕННО В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Травма или болезнь
Неправильно спланированная подготовка к турниру. Пик формы будет после соревнований или уже прошёл.
Недостаточная психологическая устойчивость

ЧАСТЬ 2

Вы пишете, что в основном родители выбирают секцию для ребенка, но всегда ли этот вид спорта подходит ребенку? Часто это нереализованные амбиции родителей, не учитывающие желание и особенности ребенка.

Работа детского тренера существенно отличается от работы спортивного тренера взрослых спортсменов. Прежде всего – это воспитатель. И его задача – не только подготовить спортсмена, но и определить ему правильный путь в спорте. Ребенок младшего возраста не выбирает сам, за него делают выбор родители. Но когда обнаруживается, что этот вид не подходит по каким-то показателям и критериям, то ему нужно дать свободу выбора. И тренер должен помочь.

Тренеры! Не бойтесь потерять клиента. Вы его не потеряете, а только поможете. Если, Вы специалист, то без учеников не будете. К вам придут те, с которыми вы добьётесь успеха.

ВЫВОДЫ

Детский тренер работает не только с детьми, но и с родителями. Именно от родителей зависит очень многое. Взаимоотношения «Тренер – спортсмен» в случае с ребенком или юношей трансформируются во взаимоотношения «Тренер – Родитель - Спортсмен». Не учитывать влияние родителей на ребенка нельзя. Потому тренеру необходимо учитывать интересы и желания родителей касательно спортивных результатов ребенка. Но часто приходится корректировать эти желания и направлять их в правильном направлении.

Влияние родителей на спортивный результат ребёнка


АВТОР АЛЕКСАНДР НЕГАТУРОВ